Меню

Про разработку стандарта OBD2

Путь к OBD2

Предыстория

В 1950-х гг. в США были основаны первые комиссии для оценки загрязнения воздуха выхлопами легковых автомобилей. В частности, были созданы Департамент по контролю за воздушной средой (Air Resources Board, ARB) и Агентство по защите окружающей среды (Environment Protection Agency, EPA).

Предлагаемые законодательные инициативы были не слишком эффективны до первого и крупнейшего энергетического кризиса 1973 года. Затем последовал еще один кризис в 1979-1980 годах.

Первый кризис повлиял на конструкцию двигателя и объемы потребления бензина. Тогда самые популярные американские модели Chevrolet, выпускаемые легендарной корпорацией General Motors, потребляли слишком много бензина, и довольно скоро их вытеснили экономичные по расходу японские Toyota, Nissan, Honda.

Некоторые модели потребляющие слишком много бензина были сняты с производства, часть заправок в США закрылись — из-за цен на бензин они были просто не рентабельны.

Во многих странах, например в Японии и Франции — были приняты серьезные меры по энергосбережению. Начался переход от «энергоёмкой» к «наукоемкой» промышленности.

В США был принят закон ограничивающий допустимое загрязнение воздуха. Большой детройтской тройке (GM, Ford и Chrysler) пришлось не без поддержки государства вложить миллиарды долларов в модернизацию производства.

Первые бортовые компьютеры и протоколы диагностики

В 1978 году на модели Plymouth Horizon появляется первый бортовой компьютер, способный показывать все данные, к которым мы привыкли — среднюю скорость, пройденное расстояние, расход топлива и так далее.

Plymouth Horizon

Plymouth Horizon с первым бортовым компьютером

В восьмидесятых компьютеризация машин шла семимильными шагами: появлялись полностью электронные приборные панели с массой кнопок и разноцветными шкалами приборов. На фото приборная панель шоу-кара Lancia Orca.

Приборная панель 1982 г.

Футуристичная приборная панель Lancia Orca

В 1980 году в GM разработали первый протокол для тестирования модуля управления двигателем — ALDL, в 1986 году эту версию обновили.

В 1991 году в Калифорнии разработали первый протокол — OBD-I, который управлял только включением лампочки неисправности, но не содержал расшифровку ошибки. Бортовое устройство диагностировало только датчик кислорода, систему подачи топлива и блок управления двигателем в той части, которая касается превышения экологических норм.

В 1994-1995 гг. на некоторых моделях использовали промежуточную версию — OBD 1.5: Митсубиси 95-97 г. выпуска, некоторых Фольксвагенах с двигателем VR6 1995 г. выпуска, а также на моделях Бьюик Ривьера и Форд Скорпио 1995 г.

Разъем под OBD2И наконец в 1996 году GM доработали протокол до версии OBD-II (On-Board Diagnostic). Протокол Бортовой диагностики стал обязательным для всех автомобилей, проданных в Соединенных Штатах. Разъем в 16-ю контактами позволяет контролировать двигатель целиком.

Разъем должен быть в районе рулевого колеса, или в пределах досягаемости водителя.

Коды ошибок

Коды ошибок стандартизированы (Diagnostic Trouble Code — DTC) и состоят из одной буквы и 4-х цифр.
В какой части автомобиля неисправность — определяется по букве:

  • P (двигатель и трансмиссия);
  • B (кузов);
  • С (шасси);
  • U (сетевые коммуникации).

Самостоятельная диагностика или в сервисе?

OBD-II считается видом бортового компьютера — диагностическим компьютером. Можно приобрести специальные наборы для самостоятельного использования — небольшой диагностический компьютер, кабели… Такие системы позволяют вывести отчет об ошибках на экран смартфона, но их возможности ограничены. Стоимость составляет от 1500 рублей (например, за ELM 327 китайского производства) до 5000 рублей за CReader V с собственным экраном.

В случаях неисправности бортовой системы, следует провести компьютерную диагностику. Ее стоимость в автосервисе Интер Авто составляет 1000 рублей, но профессиональный сканер позволяет распознать в разы больше ошибок и точнее понять где прячется неисправность. Профессиональные сканеры стоят от 20 000 рублей. Например, снятый с производства KTS 570 от компании Bosh, который подключается через компьютер, Scan VG+ стоимостью от 400 000 рублей от компании Carman.

skaner-carman-scan-vg

Профессиональные сканеры универсальны и точны, они способны проверить цепь зажигания, топливную и воздушную систему, состояние трансмиссии, системы зажигания и системы контроля токсичности. Подробнее о кодах ошибок и их расшифровке можно прочитать здесь.

Хотите мы вам перезвоним?
Рассчитать стоимость